Мемориальный музей-заповедник
истории политических репрессий «Пермь-36»
Государственное бюджетное учреждение культуры Пермского края

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Версия для слабовидящих


Новости

23.11.2017

Триптих «Треугольник скорби» Эрнста Неизвестного. Долгий путь к воплощению

8.jpg Открытие под Екатеринбургом монумента «Маски скорби. Европа — Азия» стало очередным этапом создания триптиха «Треугольник скорби», посвящённого жертвам политических репрессий. Автор проекта — Эрнст Неизвестный. Идее скульптора уже более полувека, однако и сейчас её окончательное воплощение в жизнь остаётся под вопросом.

Свой триптих Неизвестный задумал ещё в 50-х годах прошлого века. По замыслу автора монументы, посвященные памяти жертв политических репрессий должны были появиться в трёх «столицах ГУЛАГа» — Магадане, Воркуте и Свердловске. Понятно, что в те годы это могло оставаться только идеей.

1987 году, на волне кампании по разоблачению сталинского режима, жители и власти Магадана решили увековечить память жертв сталинизма. С просьбой о создании памятника обратились к Эрнсту Неизвестному, который к тому времени уже проживал в США. В этом же году с аналогичной просьбой к скульптору обратился Игорь Шварц, председатель недавно созданного в Екатеринбурге общества «Мемориал». Тогда Неизвестный и предложил реализовать свой давний, более масштабный проект «Треугольник скорби». Первый монумент предполагалось установить в Воркуте, второй в Магадане, а третий — в Екатеринбурге. Однако судьба распорядилась иначе: первый монумент появился в Магадане.

13.jpg

В восточную «столицу ГУЛАГа» Неизвестный приехал в июле 1990 года и заключил с властями договор на создание мемориала. К концу того же года макет прибыл в Магадан. Монумент торжественно открыли в 1996 году на сопке Крутой, где во времена ГУЛАГа находился перевалочный пункт для заключённых, этапируемых в колымские лагеря. На церемонии присутствовал Эрнст Неизвестный. Памятник представляет собой 15-метровую «Маску скорби» из железобетона. Внутри воссоздана тюремная камера. По замыслу автора, посетители могут заходить туда через узкий проход только поодиночке. На площадке перед монументом установлено 11 бетонных блоков с названиями колымских лагерей на них.

С памятником в Екатеринбурге всё складывалось несколько иначе. Договор со свердловским горисполкомом скульптор также заключил ещё в 1990 году и даже отказался от гонорара в 700 тысяч долларов, пожертвовав его на строительство памятника. Уже через три месяца трёхметровый гипсовый макет прибыл в Екатеринбург. Изначально планировалось построить 15-метровый мраморный монумент в центре города. Однако планам не суждено было сбыться. По одной из версий, деньги были выделены Правительством России, но потерялись где-то по пути в Екатеринбург. По другой версии, деньги до Екатеринбурга дошли и затягивать сроки стало уже местное правительство. По третьей — никаких денег вовсе не было. Так или иначе, но макет пришлось распилить, чтобы занести в помещение Художественного фонда для хранения и забыть о нём на долгие 15 лет.

12.jpg

В 2005 году Неизвестный обратился к губернатору Челябинской области Петру Сумину с предложением установить невостребованный в Екатеринбурге памятник на территории Челябинской области. Сумин согласился, однако идея не понравилась Екатеринбургскому художественному фонду. Его директор Сергей Титлинов отдавать макет в Челябинск отказался. Объект споров всё-таки уехал на Южный Урал в 2006 году, по решению суда и при содействии судебных приставов. Памятник в Челябинске собирались построить менее чем за полгода, на открытие намеревался приехать Эрнст Неизвестный, однако и на этот раз что-то пошло не так. То ли конфликт мэра с губернатором, то ли отсутствие денег, то ли и то, и другое помешало реализации проекта.


Лишь спустя четверть века после того как было подписано первое соглашение об установке памятника с властями Свердловска, глава администрации теперь уже Екатеринбурга Александр Якоб подписал с представителем скульптора новое соглашение и 9 апреля 2015 года, в день 90-летия Эрнста Неизвестного, в основание монумента был заложен первый камень. Идея памятника была несколько изменена. Его отлили в бронзе в масштабах макета. Соглашение о том, что памятник будет установлен на 12-м километре Московского тракта было достигнуто в ходе переговоров с супругой скульптора. 20 ноября, в год 100-летия революции и 80-летия большого террора состоялось торжественное открытие памятника. На церемонии присутствовали сотни людей: представители администрации Свердловской области и Екатеринбурга, почётные граждане, потомки жертв политических репрессий.

4.jpg

Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области: «Сегодня мы открываем монумент «Маска скорби. Европа — Азия» выдающего нашего земляка Эрнста Неизвестного. Со всей России на Урал шли спецэшелоны с осуждёнными. Многим из них не суждено было вернуться домой. Установка монумента — это дань всем попавшим под смертельный пресс тоталитарного режима. 

Михаил Федотов, советник президента РФ, председатель совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель попечительского совета Фонда Памяти: «Сегодня здесь нас собрала общая скорбь и общая память, память о тысячах людей, которые были расстреляны и захоронены здесь. Путь к сегодняшнему события начался давно.

9.jpg

Возможно не все знают о том, что именно здесь, в Екатеринбурге 1 февраля 2011 года президентский совет по правам человека представил главе государства проект концепции увековечивания памяти жертв политических репрессий. В этом году мы реализовали три пункта этой программы. В сентябре в Подмосковье, на Бутовском полигоне, где похоронено 20 672 человека, открылся Сад памяти, где на мраморных плитах высечены фамилии всех расстрелянных на этом страшном месте. 30 октября в Москве, на проспекте академика Сахарова, открылась «Стена скорби». Сегодня третье историческое событие...

Мы должны отречься от преступлений прошлого, чтобы они никогда не повторились».


Епископ среднеуральский, викарий Екатеринбуржской епархии Евгений: «Мы собрались на земле, пропитанной кровью таких же как мы, некогда живых людей. Они жили, любили, строили страну, растили детей и не хотели умирать. Никто не предполагал, что их жизнь оборвётся на краю земляной ямы на этом самом месте. Не от стихийного бедствия, не от несчастного случая, не от болезни, а волею таких же людей как они, руководимых некими идеями, стремящихся к неким идеалам. Священное писание даёт исчерпывающую оценку человеческим идеям и идеалам: «Всякое дерево познаётся по плоду». Доброе дерево даёт добрый плод, а злое дерево даёт плод злой. Сегодня мы можем дать оценку идеалам, которым мы следовали в прошлом столетии... Приходя сюда, люди не должны чувствовать уныние и отчаяние. Они должны думать о своих потомках и о том, какую страну, какую историю мы оставим им в наследство».

Владимир Лукин, член Совета федерации Федерального собрания РФ, председатель Фонда памяти жертв политических репрессий: «К уже сказанному я хочу добавить только то, что некоторые наши граждане говорят: «Почему мы так много и часто вспоминаем об этой страшной трагедии?». XX век — это очень сложный век в истории нашей Родины. Была одержана возможно самая значительная победа в нашей истории, и было совершено самое страшное преступление... Нас постигла рукотворная чума. Одни наши граждане уничтожали других, а потом сами были уничтожены. Этот кровавый карнавал продолжался довольно долго. Слишком долго. Память о нём должна быть в наших сердцах. Молодое поколение должно понять, прочувствовать что произошло, чтобы такого больше никогда не случилось. К сожалению, в стране слишком много мест, где должны стоять такие памятники. Чудовищно много».

3.jpg

Александр Якоб, глава администрации Екатеринбурга: «Этот мемориал посвящён истории, которая не вызывает чувство гордости. Но, это не значит, что такую историю надо забыть. 9 апреля 2015 года на этом месте бы заложен первый камень в основании монумента. Была привезена земля из Магадана и Воркуты. Сегодня мы открываем этот монумент. Он выполнен уральскими мастерами на основании гипсовых моделей, которые были переданы лично Эрнстом Неизвестным. Великий скульптор не до жил до этого дня»

 Эдуард Россель, почётный гражданин Свердловской области: «Судьба сложилась так, что мне, ребёнку репрессированных родителей, пришлось в 90-х годах пройти самый опасный участок, когда раскрывались архивы и становились известными деяния коммунистов. У меня расстреляли отца, когда я ещё не родился, расстреляли деда. Я до сих пор не знаю где они лежат. Я прекрасно помню, как ночью приезжали «воронки», а утром люди боялись выходить на улицу. А когда выходили, спрашивали кого забрали сегодня. Забирали только ночью. Так было и у нас. Мы с матерью жили вдвоём. В два часа ночи постучали в дверь. Я говорю: «Мама, открой». Она спросила: «Кто там?». Из-за двери ответили: «НКВД, откройте». В моём присутствии её связали. Она билась, хотела меня забрать, но это не разрешалось. Мне было четыре года. Это ночью я остался один. Больше у меня никого не было.

В период моей работы первым губернатором Свердловской области мне выпало принимать активное участие в раскрытии архивов. Надо сказать, что было непросто. Жители Свердловской области разделились на две части. Одни были против открытия архивов, другие — за. Мне, как губернатору, приходилось искать согласия между ними.

1.jpgСейчас установлено, что здесь лежит 36 763 человека. На месте за этими прекрасными берёзами стояли бараки. Каждую ночь расстреливали минимум 13 человек. Доходило до 30. И заключённые не спали до тех пор, пока не закончатся выстрелы.

По воле Сталина, я 10 лет жил в Коми-республике, рядом с колониями. Женскими, мужскими. Я видел такое, что даже Солженицын не описывал в книге «Архипелаг ГУЛАГ» из этических соображений. Невозможно описать то, что происходило. Это было самое массовое в истории человечества уничтожение собственного народа. Это никогда не должно повториться».

 На 12-м километре было казнено более семи тысяч жителей Прикамья. На открытии памятника присутствовала делегация из Перми: заместитель председателя Правительства Татьяна Абдуллина, уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков, председатель краевой комиссии по реабилитации жертв политических репрессий Алексей Золотарев, член межведомственной рабочей группы по реализации государственной концепции по увековечению памяти жертв политических репрессии Татьяна Марголина, заведующий фондовым отделом «Мемориального комплекса политических репрессий» Сергей Пономарёв, ветераны, члены Ассоциации жертв политических репрессий Пермского края, члены регионального отделения общества «Мемориал», представители администрации края.

Итак, на сегодня у «треугольника» пока лишь две вершины. В третьей же «столице ГУЛАГа» Воркуте, где погребено более 20 тысяч репрессированных, средств на сооружение мемориального знака пока не нашлось. Близкие Эрнста Неизвестного говорят, что всё же намерены закончить триптих «Треугольник скорби» и установить в Воркуте «Маску скорби» по сохранившимся эскизам автора.