Мемориальный музей-заповедник
истории политических репрессий «Пермь-36»
Государственное бюджетное учреждение культуры Пермского края

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Версия для слабовидящих


Новости

11.07.2018

Дети и музей – волонтерские смены в Кучино

С 26.06. по 06.07.2018г в нашем музее состоялись две летние волонтерские смены «Уральское подворье». Ребята 7-9 классов не только помогали по хозяйству, но и получали новые знания, смотрели художественные фильмы, играли и купались.

DSC03124.JPG

Как правило, утренние часы были посвящены работе: было организовано две бригады по пять человек, которые занимались спиливанием, обрезкой и уборкой кустарников на территории, а также по внешнему и внутреннему периметру забора на 10-15 метров. Ребята косили, гребли, помогали погрузить на трактор траву по всей внутренней территории музея. Юные волонтеры привели в порядок аутентичные бетонные дорожки, очистили их от мха и травы, проросших сквозь бетон. На центральной аллее ежедневно помогали собирать сухие ветки, подметали территорию, прибирались. Дети помогли сотрудникам музея почистить от сорняков клумбы на «Аллее памяти» и рассадить новые растения.

DSC03227.JPG

DSC03229.JPG

Одна из бригад попеременно дежурила на кухне, помогая готовить вкусные каши, борщи и запеканки для своих одноклассников.

Самые знойные часы дети с радостью проводили на реке Чусовой, загорая, купаясь, играя в волейбол и другие подвижные игры.

Вечера проходили не менее насыщенно. Так, например, в один из дней для школьников был организован мастер-класс «Я – юный экскурсовод». В роли преподавателя себя попробовал наш бессменный экскурсовод Андрей Котлячков. Начал Андрей Александрович с самого простого и нужного: как нужно встать, представиться, улыбнуться гостям. Работа экскурсовода состоит не только из отличного знания материала и составленного последовательного рассказа. Необходимо правильно использовать эмоции, мимику, жесты. Важно уметь показать экскурсантам то, что весь материал прожит экскурсоводом сердцем, и, помогая необходимыми жестами, убедить слушателей в точности и правдивости представленного рассказа. 

DSC03203.JPG

Обучение проходило на примере выставки «Урановый ГУЛАГ», и за все его время было задано огромное количество вопросов: «Почему кирка была с такой ручкой?», «А что за прибор?», «А как тогда люди жили, если кругом такая радиация?». Что-то фиксировали на телефоны, что-то записывали в блокноты. Было видно, что для ребят это не просто выход в очередной раз к экспонатам, а необычное и очень интересное мероприятие. Затем настал черед поменяться ролями. Конечно, не каждый осмелился попробовать себя в роли ведущего, но те, кто отважились, предстали перед своими одноклассниками совсем с другой стороны. Рассказы оказались содержательными и интересными, юные экскурсоводы не только воспроизвели услышанное, но и добавили найденные самостоятельно факты. 

DSC03205.JPG

Результатами обучения все остались довольны. Андрей Котлячков похвалил своих подопечных: «Растет смена! А если уж экскурсоводами работать не будете, все это пригодится для вашей учебы в дальнейшем, убеждать слушателя-учителя». В итоге ребята выходили с выставки с разным настроением: кто-то был окрылен мечтой о будущем, кто-то задумчиво смотрел на солнечный закат, кто-то торопливо перешептывался с товарищем. Равнодушных не оказалось.

DSC03218.JPG

Несколько вечеров посвятили просмотру художественных фильмов, затрагивающих тему репрессий.

«Затерянный в Сибири» режиссёра Александра Митта (1991 г.) — это взгляд на советский ГУЛАГ глазами британского подданного. Невезучий английский археолог похищается советской контрразведкой, которая ошибочно принимает его за шпиона, а затем, чтобы скрыть следы своей халатности – выбивает признание вины и отправляет нечастного чужеземца в снежно-таёжный край. 

Фильм «Завтра была война» (реж. Юрий Кара, 1987г.) был снят по одноименной повести Бориса Васильева. Драматическая киноповесть рассказывает о молодом поколении, оказавшемся на пороге взрослой жизни. В центре девятиклассница Вика Люберецкая, которая читает стихи «запрещенного» поэта Сергея Есенина. Вскоре как «врага народа» арестовывают ее отца, и учительница устраивает настоящую травлю девочки. Но завтра – война, и большинству школьников суждено погибнуть…

Оба фильма были просмотрены на одном дыхании. А лента «Затерянный в Сибири», по словам ребят, должна была быть удостоена какого-нибудь звания. Ее смотрели дважды, обсуждали с учителями и сами по себе. Фильмы сначала сравнивали по общим моментам, затем выделяли разницу. В результате получился некий диалог детей и учителей. Каждый пытался выразить эмоциями увиденное, отмолчаться или остаться в стороне от дискуссии не захотел никто. Многих тронуло поколение людей, рожденных и воспитанных в СССР. Как это поколение таранит идеологическую стену сталинизма, но оказывается не в силах её проломить. Или же отчётливо передана банальность зла и нравственного упадка, поглотившие людей без остатка и породившие орды моральных калек. А учителя, так уж получилось, дополняя друг друга, включая факты из фильма, из собственного опыта, провели с детьми бинарный урок литературы и географии.

DSC03146.JPG

Вечера, свободные от мастер-классов и дискуссий, проводили за интеллектуальными играми. Самые популярные из них «Сундучок истории», «Селфи с экспонатом», «Что? Где? Когда?», «Собери историю». Для желающих были организованы турниры по футболу, шашкам и шахматам. А в конце июня участники летних смен посетили презентацию экскурсионного аудио-маршрута «По дороге памяти», на вечернем огоньке делились своими впечатлениями.

Волонтерские летние смены получились насыщенными эмоциями и событиями, наполненными трудом, знаниями, смехом и теплыми закатами. Ждем ребят на следующий год!

Музей выражает благодарность всем ребятам за помощь в благоустройстве территории комплекса, а также администрации КГБОУСУВУ «Уральское подворье» за организацию летних смен.