Мемориальный музей-заповедник
истории политических репрессий «Пермь-36»
Государственное бюджетное учреждение культуры Пермского края

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Версия для слабовидящих


Новости

07.09.2015

В Перми прошел круглый стол «Гражданское общество и вопросы формирования исторической памяти»


Цель круглого стола – осмысление феномена исторического места ИТК-36 в культурных, политических и социальных контекстах. Поэтому доклады, представленные на обсуждение, в основном, касались тем, связанных с различными аспектами и историческими периодами в истории учреждения: «Музей, государство и гражданское общество - вызовы сегодняшнего дня»; «Лагерная система в документах и реалиях»; Музей «Пермь-36» и формирование исторического самосознания; «Пермь-36» в контексте истории Советского периода»; «Каяться и проклинать: Современный дискурс о Советском прошлом»; «Пермь-36» в исторической политике и политической журналистике»; «Мемориальный комплекс политических репрессий: общенациональное место памяти».

Участниками круглого стола стали представители разных позиций, взглядов и убеждений, но, несмотря на различные точки зрения, диалог состоялся. Свое мнение по поводу заявленной темы могли высказать все желающие.

Один из инициаторов и модератор круглого стола, доктор исторических наук, профессор кафедры древней и новой истории России ПГНИУ Михаил Григорьевич Суслов, открывая встречу, отметил: «Сегодня, историческая память фокусируется на прошлом, на недалеком прошлом, на советском прошлом – на репрессиях, и я не сомневаюсь в том, что были невинные жертвы режима советской эпохи, советской власти».

Игорь Аверкиев, председатель Пермской гражданской палаты:
«Чудовищность ситуации в том, что люди сидели не за убийства, не за госпереворот или его подготовку, а за инакомыслие. В этом весь пафос нашего возмущения. Есть политика исторической памяти, которая продвигает тезис - репрессий не было, либо были мелкие - и последователи этой политики заинтересованы в том, чтобы нация как можно быстрее забыла это, как травмирующую ситуацию в своей истории. И есть другая позиция, наша - крайне важно, чтобы общество помнило этот феномен массовых политических репрессий, мы не хотели бы, чтобы это повторилось с нами, с нашими детьми. Как только массовая память нации по поводу репрессий очищается, возникает благоприятная ситуация для повторения репрессий, сегодня дискурс идет такой».

Павел Гурьянов, старший преподаватель Пермской государственной фармацевтической академии:
«До недавнего времени именно политическая окраска процессов, происходящих вокруг музея «Пермь-36», не давала по-настоящему прикоснуться к очень интересному и важному историческому феномену нашего общества, как политические репрессии. Просто хочется иногда прийти в музей и без каких-то оценок, мнений экскурсовода, просто увидеть факты и самому вынести свое мнение. Наши граждане созрели для того, чтобы самостоятельно выносить те или иные оценки».

Ксения Айтакова, депутат Законодательного собрания Пермского края:
«Мы за то, чтобы музей Пермь-36 сохранили на территории Пермского края, но только без политических суждений, без умозаключений. Умозаключения должен вынести сам для себя каждый посетивший музей, без личных высказываний и оценок экскурсоводов. Наша цель - сохранить, а не перековеркать, не изменить, дать нашему поколению, нашим детям правду, и говорить о патриотизме с той точки зрения, что мы сохраняем даже то, что было плохо».

Светлана Маковецкая, директор Центра ГРАНИ:
«Крайне нежелательна ситуация, при которой те или иные обиды на те или иные политические течения, метафоры, которые излагаются журналистами, выносятся в центр реально серьезного обсуждения политики в области истории и исторической памяти. Мне кажется, мы должны отдать должное некоторым институтам гражданского общества, которые с конца 80-х годов формируют серьезный фактологический и морально-этический фундамент для нормального оперирования данными столь сложного периода жизни нашего государства. Мы должны отдать должное обществу «Мемориал», которое опубликовало огромное количество фактов, книги памяти. Это один из примеров гражданского общества, которое помещает историческую память в контекст человеческих историй. Очень важно в истории репрессий и в политической истории иметь в виду, что у гражданского общества, у разных его институтов могут быть свои повестки дня в осмыслении происходящего и прошлого. И я категорически против того, чтобы использовались разные журналистские штампы».

Александр Калих, сопредседатель Пермской городской общественной благотворительной организации «Центр поддержки демократических инициатив «Молодежный мемориал» в процессе дискуссии выразил готовность сотрудничать с оппонентами: «Прежде всего мы должны соблюдать закон, мы готовы работать вместе, есть карточки осужденных и списки, нужно уточнять, можно все делать в сотрудничестве».

Михаил Суслов, доктор исторических наук, профессор кафедры древней и новой истории России ПГНИУ:
«Репрессии были, есть и будут. Всякая система, всякое государство и во все времена, во всех странах мира, без исключения, защищает себя, а защищая, репрессирует. Поэтому не удивляйтесь репрессиям прошлого, настоящего и будущего. Сегодня было высказано много мнений, которые, надеюсь, прослужат для размышлений, понимания и взвешенных оценок». Политические репрессии – тонкая и деликатная тема, которая требует к себе научного и непредвзятого отношения, ведь человек, его права и свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является высшей ценностью.

15 августа правительством Российской Федерации утверждена концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, которая является значимым документом по сохранению исторической памяти. Как заявил председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов: «Ничто не предохранит общество от повторения ошибок, если общество забудет эти ошибки. Та концепция, которую мы сегодня обсуждаем, как раз нацелена на то, чтобы сохранить память, чтобы не дать забыть этот урок».

В соответствии с этой концепцией в ГАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» разрабатывается новый масштабный проект, который был презентован участникам круглого стола.

Проект посвящен созданию нового типа музея, которого до настоящего времени не существует в мире. Мемориальный комплекс должен быть сохранен как общенациональное место памяти жертв политических репрессий, а его работа направлена на реализацию задач Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий.

Впервые в России, в Мемориальном комплексе политических репрессий, на базе единственного музея на всем пространстве ГУЛАГа, планируется создать новую экспозицию с межрегиональным и международным участием, с использованием интерактивных и мультимедийных технологий, что позволит пополнить новую федеральную сеть музеев памяти, значительно увеличить популярность Мемориального комплекса политических репрессий, привлечь в музей новых посетителей, вовлечь в работу музея новые целевые группы. В рамках данного проекта планируется вывести на современный уровень государственный музей, что позволит создать условия для всестороннего изучения сохранившегося уникального исторического и культурного наследия, объединив усилия специалистов в области музейного дела, историков, политологов, представителей общественных объединений России и зарубежных государств.

Игорь Гладнев, министр культуры Пермского края:
«Разность мнений и оценок текущей деятельности музея, общественных инициатив, тех или иных событий, проектов, которые связаны с историей, культурой, необходимы и важны. С этим связан самый главный посыл этого круглого стола. Мне кажется, его участники в одинаковой степени заинтересованы в том, чтобы разрешить или попытаться разрешить существующие противоречия, сделать попытку исключить крайние, радикальные позиции, которые могут привести к разлому и деструктивным действиям.

Идти вместе к согласию, к совместному поиску позиций, которые укрепляют наше государство и интересы РФ, в том числе за ее пределами – это наша общая задача. Безусловно, Министерство культуры заинтересовано сегодня в диалоге. Было бы хорошо, если бы возникшие друг к другу вопросы нашли практическое отражение в обмене информацией, документами, фактами, свидетельствами, методическими знаниями. И на основе этого хорошо бы подумать о совместном плане научной, исследовательской работы, проведения экспедиций. Это очень трудно сделать, но это то, к чему надо стремиться всем сторонам.

Единственный путь, который сохранит нас в системе созидания – путь, на котором при разности мнений мы обозначаем общие цели и над ними работаем вместе. Разные мнения – это нормально. Но необходимо перейти из зоны конфликта в зону понимания реальной деятельности учреждения, которая должна определяться конкретным планом. Представители разных мнений должны вместе и без агрессии выработать основные направления взаимодействия, конкретный практический план, в котором будут учтены все запросы и инициативы.

Думаю, что сегодня следует четко учесть три позиции. Во-первых, музей – это, в том числе, материальная среда и фонды, и они требуют воссоздания, реставрации и всего комплекса работ по обеспечению их сохранности и эксплуатации.

Во-вторых – музей должен в полной мере соответствовать решению тех задач, которые сформулированы в основах государственной культурной политики РФ. Как и все прочие учреждения, которые финансируются из государственного бюджета.

В-третьих – говоря сегодня о ГУЛАГе и политических репрессиях, мы должны рассматривать их в контексте сложившейся ситуации на территории нашей страны, условий стран мира и мировой политики. Поэтому еще одним очень важным моментом деятельности музея является его программа, отвечающая интересам общественных институций, сообщества историков, и тех, кто непосредственно являлись очевидцами и свидетелями происходящих событий. И в этом смысле музей, безусловно, должен выполнять свою функцию как площадка для серьезной аналитической работы и взаимодействия с широкими слоями общественности».