Мемориальный музей-заповедник
истории политических репрессий «Пермь-36»
Государственное бюджетное учреждение культуры Пермского края

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Версия для слабовидящих


Новости

01.06.2020

"Право дышать": лагерный кошелек Владимира Буковского

В ближайшее время мемориальный музей-заповедник «Пермь-36» откроет выставку, на которой мы постараемся рассказать о внутреннем состоянии человека в условиях несвободы. Жесткие условия жизни в исправительно-трудовом лагере должны были подчинить человека режиму: четкий, не меняющийся годами распорядок дня, частые проверки, переклички и обыски, обязательное посещение лекций с тщательно выверенной тематикой, почти полное отсутствие личного времени. Все это, по мысли идеологов советской пенитенциарной системы, должно было не только внешне дисциплинировать, но и изменить внутренне – отучить мыслить «иначе», «антисоветски». Тем не менее, большинство заключенных ГУЛАГа и послесталинских политлагерей, обходя режимные условия, занимались творчеством, переписывались, общались, читали, в том числе неодобряемую властью литературу. Тем самым оказывая сопротивление «режиму» и оставаясь творчески мыслящими людьми.

Задача, стоящая перед нами, не простая – с помощью музейных предметов передать внутренний мир заключенного в эпоху от сталинского ГУЛАГа до брежневских политлагерей. Надеемся, что у нас получится.

Выставка будет располагаться в одной из жилых комнат лагерного барака, построенного еще в 1940-е и использовавшегося до конца 1980-х годов.

Пока идет подготовка к открытию выставки, мы хотим представить вам несколько предметов из будущей экспозиции.

Лагерный кошелек Владимира Буковского

В фондах мемориального музея заповедника «Пермь-36» хранится совершенно уникальный документ - контрольная карта лицевого счета заключенного на право безналичных расчетов, своеобразный кошелек заключенного. Это третий предмет нашей выставки «Право дышать». В данном случае, контрольная карта знаменитого на весь мир диссидента и правозащитника -  Владимира Буковского. Владимир Константинович  на территории нашего края отбывал свое четвертое по счету заключение. На карте отмечены две даты: начало срока и конец срока, 29 марта 1971 и 1978 года соответственно. 

Буковский В.К. - 1.jpg

Справка: Владимир Константинович Буковский в начале 1960-х годов принимал активное участие в диссидентском движении в СССР. Был одним из организаторов публичных чтений стихов, в том числе запрещенных поэтов, у памятника Владимиру Маяковскому в Москве. Четыре раза арестовывался по политическим обвинениям (в 1963, 1965, 1967, 1971 годах). Дважды после арестов приговаривался к принудительному лечению в специальных психиатрических больницах тюремного типа.

Накануне своего ареста в 1971 году, Буковский подготовил и передал на «запад» доклад о карательной психиатрии в СССР. Выдержки из этого документа были опубликованы в британской газете The Times. В ответ Советские пропагандисты опубликовали в газете «Правда» статью, в которой диссидента назвали ««злостным хулиганом, занимающимся антисоветской деятельностью». Статья произвела эффект разорвавшейся бомбы, а миллионный тираж газеты сделал Владимира Буковского мировой знаменитостью. Именно после этого Буковский и стал «главным диссидентом» в СССР. А кличка «хулиган» к нему приклеилась намертво. 29 марта 1971 правозащитника арестовали и приговорили к семи годам заключения и пяти годам ссылки по статье 70 Уголовного кодекса РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда). 

Буковский В.К. - 2.jpg

Буковский В.К. - 4.jpg

Первые два года он отбывал наказание во Владимирской тюрьме, известной широкой публике как Владимирский централ. Затем Буковского перевели в колонию строго режима для политических заключенных ВС-389/35, более известную как Пермь-35. В колонии Буковский продолжает правозащитную деятельность. Пишет в соавторстве с психиатром Семеном Глузманом, который также отбывал там заключение «Пособие по психиатрии для инакомыслящих».  За эти и другие формы сопротивления, голодовки, отказ от соблюдения требований режима Владимира Буковского вновь переводят во Владимир. Это событие нашло свое отражение на контрольной карте лицевого счета. В верхнем левом углу мы видим надпись «Выбыл г. Владимир, тюрьма, июнь 74 года».

Во время заключения Буковского на «западе» развернулась широкая общественная кампания за его освобождение. В нее включились известные деятели культуры, писатель Владимир Набоков, драматурги Артур Миллер и Том Стоппард, актер Дастин Хоффман и другие.

В декабре 1976 года по решению Политбюро ЦК КПСС Буковский был выслан из СССР в Швейцарию для обмена на лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана. Сопровождал до Швейцарской столицы Буковского лично командир спец. подразделения «Альфа». 

Так Буковский получил долгожданную свободу. В СССР после этого события широкое распространение получила частушка, которая цитировала статью в газете «Правда»: «Обменяли хулигана на Луиса Корвалана…».

Эта история и истории других политических заключенных колоний пермского треугольника «Пермь-35, Пермь-36 и Пермь-37» наглядно демонстрируют нам, что находясь в заключении, диссиденты и правозащитники продолжали сопротивление режиму. Приведем несколько цитат из   актов проверки соблюдения законов и деятельности ВС- 389/36 прокурором отдела по надзору за местами лишения свободы:

«Акт от 27 мая 1975 г. В колонии продолжают иметь место сборища осужденных по различным поводам…:

В час ночи 1 января 1975 г. на производстве около котельной собрались 7 осужденных и пели песни… В коридоре отряда №3 26 января 1975 г. группа осужденных… (около 10 человек) была занята групповым чаепитием. В жилой зоне за зданием отряда №2 в восемь часов пятнадцать минут 4 мая 1975 г. были накрыты столы и организовано групповое застолье, в котором принимало участие 16 человек различной национальности. Перед сборищем выступил осужденный Воробьев. На требование администрации разойтись и прекратить сборище, участники не реагировали и вызывающе смотрели на представителей администрации. Участники разошлись лишь после того, как было применено фотографирование этого сборища.

Акт от 13 июня 1975 г.:

В колонии широко распространены отказы от работы, которые составляют почти половину всех нарушений и носят характер организованного противодействия осужденных законным требованиям администрации…

Лица, осужденные за антисоветскую и националистическую деятельность, советских праздников не отмечают, а ведут учет торжествам по своим легальным и нелегальным календарям. Об этих датах администрации ИТУ известно, и многие попытки осужденных их отметить комплексными мероприятиями срываются… Эпизодически осужденные в личное время собираются на территории ИТК и коллективно употребляют продукты питания, приобретенные в ларьке или полученные в посылках, однако общественный и внутренний порядок осужденные при этом соблюдают, а их поведение контролируется.

Акт от 29 декабря 1975 г.:

17 сентября 1975 г. из штрафного изолятора в связи с болезнью был переведён в стационар медицинской части осужденный Корехов. Тут же осужденые Камков, Чупрей, Кифяк, Навосардян, Свестюк, Воробьев, Сапеляк, Таратухин, Менделевич и другие собрались около медицинской части и с 10.30 до 12 часов высказывали недовольство в адрес администрации по случаю болезни осужденного Корехова. Указанные действия явно носили организованный характер, однако никто из участников данного сборища не был наказан».