Мемориальный музей-заповедник
истории политических репрессий «Пермь-36»
Государственное бюджетное учреждение культуры Пермского края

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Версия для слабовидящих


Новости

16.03.2015

Интервью


Тимур: - замучили Вас вопросами

Игорь Алексеевич: - это диалог надо все проговорить и поставить на здравые рельсы, так как ситуация эксперирована есть некоторые неточности, а в некоторых случаях даже сознательное искажение. На меня это действует огорчительно.

Тимур: - Вы помните, когда началось это сверх пристальное внимание?

Игорь Алексеевич: - Все начинается со страха. Наша работа направлена на то чтобы эти страхи минимизировать и вообще убрать. Деятельность направлена на то, чтобы найти такие пути взаимодействия, которые приведут к позитивному результату

Я могу с пониманием отнестись к ситуации с АНО «Пермь – 36». Люди много сделали, но музей - не их собственность. Все, на что потрачены государств деньги, не может быть собственностью отдельно взятой общественной организации. И здесь нет никакой проблемы с толкованием. Если были взяты и потрачены, государственные средства, то необходимо за них и отчитываться. Кто-то это не понимает? По человечески, я - понимаю, но с точки зрения контроля вижу, что некоторые вопросы необходимо упорядочить и в этом смысле создание государственного учреждения эту проблему решает.

Тимур:- А есть ли возможность их как-то привлекать к деятельности музея сейчас?

Игорь Алексеевич: - Я говорю ровно, то, что и говорил полтора года назад. Готовность Министерства культуры работать со всеми общественными организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры, распространяется на все музеи, а не только на АНО «Пермь 36». Государственное учреждение исполняет государственное задание, которое сформулировано согласно основным направлениям деятельности в области сохранения и увековечивания памяти жертв политических репрессий, озвученным президентом Р.Ф. Это сложный исторический период, допускающий различные точки зрения людей, которые по - разному могут смотреть на те или иные аспекты (общественные, исторические, политические). Мы приглашаем общественность к дискуссии, и готовы услышать различную позицию, вместе с тем наша основная задача – это консолидация. Это для меня сегодня очень важно и существенно.

Тимур: - Бог с ним с АНО, у меня нет сомнений, что в итоге и те и другие придут к общему знаменателю. Меня больше интересует, что будет с музеем? На ваш взгляд он должен быть музеем про что? Чем он должен отличаться от того, что было? Я был в музее.

Игорь Алексеевич:- Поймем и примем как данность, что музей состоит из объектов из программного направления, которое соответствует тематике музея и плана перспективного его развития.

1 –е - это прямые полномочия государственного органа по сохранению культурного наследия. Это помещения, среда, все, что связано с сохранением этого памятника. И здесь очень много вопросов как будет развиваться имущественный комплекс. Это дополнительные ресурсы, это экспертные мнения, оценка предметов, определение их аутентичности. Это серьезная и большая работа.

2-я тема связана с экспертным сообществом, с заинтересованными сторонами, которые могли - бы и должны принимать участие в формировании программы развития музея. Это могут быть и государственные органы и общественные организации, энтузиасты и конечно же научное сообщество.

Тимур: - заключенные и родственники заключенных могут принимать участие? А так же охранники и сотрудники охраны. И для тех и для других - это память.

Игорь Алексеевич:- Совершенно верно. Вот об этом я и говорю, что в данном вопросе все равны. Нельзя делить по разным признакам. Я против того, чтобы делить - кого допускать, а кого не допускать. Необходимо создать условия равные для всех, чтобы все могли высказать свое мнение, даже если кому-то оно не понравится.

Мне кажется это возможно, если не допускать искажения фактов, передергиваний, оскорблений, принимая во внимание тот факт, что человеческая личность и достоинство это основное. Необходимо одинаково к этому относиться. Это и есть нормальный повод прийти к согласию по основным вопросам.

Тимур: - Государство входит в музей, музей - государственная собственность. Государство формирует заказ. Почему возникают вопросы в таких острых темах как репрессии? Потому что государство сегодня думает так, а завтра придут другие и будет иначе? В результате сейчас заказ поворачивает на лево, через 10 лет поворачивает на право, а через 20 лет они скажут, давайте опять на лево. Ведь так не может быть это ведь государство.

Игорь Алексеевич:- Вот для того, что бы нам не впадать в гипотетичность всякого рода рассуждений и отвлеченность. Противостояния, разногласия, конфликты ведь могут быть на любой почве и не только на тему музея. Необходимо двигаться тем курсом, который связан с законом и определен законодательно. Есть ли вещи, которые препятствуют этому? Нет. Их нет – я их не вижу. Есть ли на сегодняшний день какие-то вещи, которые на сегодняшний день вызывают вопросы, которые связаны с организацией деятельности не только в отношении АНО « Пермь-36», но и др. общественных организаций, направлений деятельности? (Тимур:- очень много).
В рамках законодательства есть этот музей – это замечательная площадка, чтобы консолидировать наши усилия, чтобы найти общие точки соприкосновения и общий вектор развития для того, чтобы эта тема не стала темой побуждающей взрыв, а стала темой осмысления и темой создания условий невозможности повторения в сознании людей и деятельности этого учреждения.

Тимур: - если мы с Вами захотим сейчас создать условия невозможности повторения репрессий, придется давать оценку очень неприятную обществу в целом. Конкретно это будет болезнь.

Игорь Алексеевич:- Я бы не хотел вступать в полемику об обществе в целом и сейчас говорю о деятельности учреждения, о том плане, в котором оно существует. О тех возможных, путях взаимодействия, которые сейчас есть у учреждения, и есть у общественных организациях, в т.ч. и у организации, которая возглавляется Шмыровым и Курсиной. Я не исключаю возможности, что завтра появится другая организация, третья, пятая. Будет Виктор Александрович, будет Татьяна Георгиевна, а может быть другие люди, которые предложат свое партнерство и в этом смысле – это абсолютно нормальная ситуация.

Тимур:- Есть один нюанс. Это музей жертв политических репрессий. Уместно ли, если мы вспоминаем жертв, вспоминать людей, которые их охраняли?

Игорь Алексеевич:- Мы не вспоминаем. Мы говорим о среде, и говоря о среде в которой находились полит заключенные мы не можем обойти условия. На мой взгляд - это тоже важно, тоже необходимо.

Тимур:- А почему было принято решение поменять руководство музея? Какие ошибки были допущены со стороны Шмырова и его супруги?

Игорь Алексеевич:- Я уже комментировал и в данном случае речь идет о том, что в известной степени деятельность гос. учреждения (прошу обратить внимание на то, что Татьяна Георгиевна была назначена директором этого учреждения), а в данном случае в значительной степени было переподчинена АНО, возник конфликт интересов, что на мой взгляд не допустимо в решении вопросов связанных с текущей деятельностью музея.

Тимур:- это финансовый вопрос?

Игорь Алексеевич:- Это и финансовый и хозяйственный и вопросы взаимодействия.

Тимур: - Какие решения приняты сейчас относительно тех исков и претензий?

Игорь Алексеевич:- Будем рассматривать по линии взаимодействия с АНО возможность приостановления исполнения исков по хозяйственной деятельности АНО.

Тимур: - Почему, когда пришло новое руководство музея, появилось столько проверок? Игорь Алексеевич: - Потому что это нормально и это должно быть. Проверять нужно не от случая к случаю, а постоянно. Это моя позиция. Когда я стал министром культуры , я многих стал проверять и не только этот музей.

Тимур:- -Что будет с пилорамой?

Игорь Алексеевич:- Я не готов сейчас отвечать на этот вопрос. Могу лишь сказать, что мероприятия на территории памятника будут проводиться. Характер их будет определяться в том числе и гос. заданием и согласованием программы, которое будет содержать это мероприятие.