Помни каждого: Алексей Лосев

В 2023 году исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося филолога и историка философии Алексея Лосева. Его без преувеличения можно назвать одним из самых влиятельных отечественных гуманитариев XX века. Долгая жизнь философа-идеалиста была омрачена политическими обвинениями и лагерным сроком, и тем удивительнее, что Алексей Фёдорович сумел сохранить творческую активность, оставив огромное по объёму наследие.

   

Будущий мыслитель происходил из донских казаков по отцу и из рода священнослужителей – по матери. Родился в Новочеркасске, с 1903 года учился там же в классической гимназии и одновременно в музыкальной школе итальянского скрипача Ф. Стаджи. В 1911 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил по двум отделениям – философскому и классической филологии. В 1914 году побывал в Берлине в научной командировке, в 1915 году защитил кандидатскую работу «О мироощущении Эсхила». Был учителем в московских гимназиях, участвовал в деятельности Религиозно-философского общества памяти Вл. С. Соловьёва (с 1911), Психологического института, основанного Г. И. Челпановым (с 1914), Вольной академии духовной культуры Н.А. Бердяева (с 1919).

Еще в 1917 году сдав магистерские экзамены, из-за революционных событий Лосев сумел приступить к преподаванию в высшей школе лишь в 1919 году. До 1921 года – профессор классической филологии Нижегородского университета, в 1922–1929 годах преподавал эстетику в Московской консерватории и 2-м МГУ, действительный член Государственной академии художественных наук (1923–1929), научный сотрудник Института музыкальной науки.

В 1922 году учёный женился на Валентине Соколовой (1898–1954) – астрономе, дочери бывшего предпринимателя. В Сергиевом Посаде пару венчал знаменитый священник и философ Павел Флоренский, впоследствии ставший жертвой «Большого террора». Лосевы активно участвовали в деятельности московского кружка сторонников мистически-философского учения – «имяславия», в 1929 году приняли тайный монашеский постриг под именами Андроник и Афанасия.

В условиях нэпа вновь появилась возможность издавать немарксистские работы по общественным наукам. С 1927 года стали выходить в свет философские труды, составившие т. н. восьмикнижие Лосева: «Философия имени», «Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии» и «Диалектика мифа» (в последней прямо критиковалась советская философия — диалектический материализм). Книги были высоко оценены С.Л. Франком и Д.И. Чижевским, но вызвали резкие нападки на автора в советской печати, вплоть до персонального упоминания в докладе Л.М. Кагановича на XVI съезде ВКП(б).

Лосева арестовали в апреле 1930 года и осудили по т. н. делу «Истинно-православной церкви». Он был приговорён к 10 годам лишения свободы (а жена – к пяти) и отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала, где почти потерял зрение. Благодаря ходатайствам жены Максима Горького приговор был пересмотрен ОГПУ. В конце 1932 года освобождён из лагеря за «ударный труд» в связи с завершением строительства, а также по инвалидности.

Работая почасовиком в московских вузах и читая выездные лекции в провинции, Лосев продолжал научную деятельность. В 1930-е годы он приступил к подготовке истории древней эстетики и полного свода мифологических первоисточников античности («Античная мифология с античными комментариями к ней»), занимался философским осмыслением результатов точных наук («Диалектические основы математики», «О методе бесконечно-малых в логике» и др.). Опубликовать эти работы тогда было невозможно. Также в 1932–1933 годах Алексей Фёдорович писал психологическую прозу, имеющую черты христианской антиутопии: роман «Женщина-мыслитель», повести «Театрал», «Трио Чайковского», «Метеор», «Встреча», философское сочинение «Самое само» (изданы посмертно).

В 1942–1944 годах преподавал логику и историю философии в МГУ им. М.В. Ломоносова, после обвинения в «идеализме» переведён в Московский педагогический институт им. В. И. Ленина, где долгие годы читал лекции по классической филологии и общему языкознанию. В 1943 году Алексею Фёдоровичу по совокупности трудов была присуждена учёная степень доктора филологических наук. С 1954 года помощником Лосева стала его ученица-антиковед Ада Тахо-Годи (род. 1922), в дальнейшем хранитель архива и издатель сочинений учёного.

В период «оттепели» вновь начинается публикация работ Лосева, прежде всего по теории и истории культуры: «Античная мифология в её историческом развитии», «Гомер», «Античная музыкальная эстетика», «Античная философия истории», «Эллинистически-римская эстетика I–II вв. н. э.», статьи в «Большой советской энциклопедии», «Философской энциклопедии» и энциклопедии «Мифы народов мира», издание сочинений Платона. С 1963 года стала выходить восьмитомная «История античной эстетики» – фактически всеобъемлющая история античной философии. Эту работу автор называл главным трудом своей жизни.

Истоки новоевропейской культуры учёный рассмотрел в фундаментальной «Эстетике Возрождения», а идейное наследие русской философии – в двух книгах о Владимире Сергеевиче Соловьёве. Общим проблемам лингвистики, семиотики и символических форм он посвятил работы «Введение в общую теорию языковых моделей», «Языковая структура», «Проблема символа и реалистическое искусство», «Знак. Символ. Миф». Продолжал Лосев писать и о музыке. Также ему принадлежат переводы на русский язык сочинений Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла, Секста Эмпирика, Дионисия Ареопагита, Николая Кузанского.

В 1970-е годы работы Лосева получили широкую известность за рубежом, а в СССР вокруг живого классика сложилась целая школа молодых авторов, разрабатывающих неортодоксальные для того времени подходы к филологии и культурологии. 90-летний юбилей Алексея Фёдоровича стал событием всесоюзного масштаба, с чем вынуждены были считаться и официальные власти. В 1983 году мыслитель был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а в 1986 году стал лауреатом Государственной премии СССР в области науки и техники.

Лосев умер 24 мая 1988 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Реабилитирован посмертно в 1994 году.