Помни каждого: о. Таврион (Батозский)

Сегодня в традиционной рубрике «Помни каждого» мы хотим рассказать об архимандрите Таврионе (Батозском) – подвижнике Русской православной церкви, часть жизни которого была связана с нашим краем.

Тихон Данилович родился 10 (22) августа 1898 года в Харьковской губернии в семье казначея Краснокутской городской управы. Был шестым ребёнком в многодетной семье (всего в ней было десять сыновей). С восьми лет прислуживал в церкви, с детства мечтал о поступлении в монастырь. Получил образование в земской школе в 1906—1909 годы, затем в учительской семинарии.

В январе 1913 года ушёл в Глинскую пустынь, где трудился в иконописной мастерской, учился на миссионерских курсах. Во время Первой мировой войны был призван в армию, после её окончания вернулся в Глинскую пустынь. Революционное обновление страны молодой человек не принял, и в 1920 году постригся в монашество.

В 1922 году Глинская пустынь была закрыта, и монах Таврион уехал в Москву, где поселился в Новоспасском монастыре. С 1923 — иеродиакон, с 1925 года — иеромонах. Окончил в монастыре школу рисования и росписи.

После закрытия Новоспасского монастыря был иеромонахом в Рыльском монастыре Курской епархии. С 1926 года — настоятель Маркова монастыря в Витебске в сане игумена. С 1927 года служил в Перми, где в 1929 году стал настоятелем Вознесенского (Феодосиевского) храма, активно боролся с обновленческим движением. Епископ Пермский Павлин (Крошечкин) возвёл его в сан архимандрита.

28 октября 1929 года Таврион был арестован, на следствии заявил: «Предъявленное мне обвинение считаю вымышленным, и признаю его лишь как испытание, чтобы пострадать за Христа-Спасителя». 3 января 1930 года приговорён к трём годам лишения свободы «за контрреволюционную агитацию», работал на строительстве Березниковского химического комбината в Вишерлаге (в одно время с будущим писателем Варламом Шаламовым). В 1935 году был освобождён, жил в Калуге, Курске, Липецке, работал художником. Окормлял тайные православные общины.

27 декабря 1940 года вновь арестован, находился в тюрьме в Казани. 14 марта 1941 года приговорён к восьми годам лишения свободы. Срок отбывал в Туринском лагере на северо-востоке Свердловской области, неподалёку от Тавды. Вначале находился на общих работах на лесоповале, затем был художником в культурно-воспитательной части лагеря.

В августе 1948 года отправлен в ссылку в Кустанайскую область Казахской ССР, где вновь работал художником в промышленной артели, а затем сторожем в школе. Служил в православном храме пос. Фёдоровка. Освобождён из ссылки в апреле 1956 года, с 25 мая 1956 года — клирик Троицкого кафедрального собора в г. Молотове (Перми).

14 марта 1957 года был назначен настоятелем Глинской пустыни, в которой подвизался в юности, а в январе 1958 года переведён в Почаевскую лавру.

С 10 апреля 1959 года — секретарь Уфимского епархиального управления и настоятель Покровского собора. Много проповедовал, участвовал в реставрации собора, для которого сам писал иконы, был знатоком народного пения. Противодействовал закрытию храмов, развернувшемуся в годы очередной антирелигиозной кампании. Епископ Никон (Лысенко) дал ему такую характеристику: «как монах — смиренный, безукоризненно нравственный, благочестивый, богобоязненный, постник, молитвенник, к людским нуждам внимательный, чуткий, милостивый; как администратор — справедливо строгий, умело распорядительный, находчивый…».

С 1961 года служил в Ярославской епархии: сначала в селе Некрасово, а с 1964 года — в селе Новый Некоуз. Получил известность как старец-духовник, к нему приезжали за советом и молитвенной поддержкой верующие из Ярославля, Москвы, Ленинграда, Перми, Уфы и других мест. В фондах музея-заповедника «Пермь-36» есть документы и письма, связанные с кругом общения архимандрита Тавриона.

В марте 1969 года о. Таврион стал духовником Спасо-Преображенской пустыни Свято-Троицкого женского монастыря в Елгаве (Рижская епархия). Под его руководством в разрушавшейся обители был произведён ремонт, отреставрированы два храма, построены трапезная и кельи для паломников со всех концов страны, которые уже с 1970
года стали посещать монастырь. В летние месяцы в монастыре каждый день причащались до 150—200 человек. Архимандрита посещали молодые люди, которых он готовил для рукоположения в священники.

Таврион много проповедовал. Протоиерей Владимир Волгин вспоминал о нём: «Был невероятный труженик… Это был человек огненный, человек, растворяющийся в любви… В … проповедях раскрывался его дар прозорливости, потому что каждый, кто стоял в храме, слышал ответ на свой вопрос… Отец Таврион был человеком божественной любви, которая распространяется на весь мир».

По свидетельству современников, архимандрит «стремился донести до сознания… что Бог смотрит на сердце человека, что в глубине сердца совершается покаяние». Во время богослужений Таврион доходчиво толковал Евангелие, обращаясь к опыту слушателей, учил паству внимательно относиться к жизни, был непримиримым обличителем равнодушия, мелочности, формализма в вере.

По словам игумена Евгения (Румянцева), у архимандрита Тавриона «был дух апостольский, и этим своим духом он многих вдохновлял на служение Христу, на перемену жизни, на полное обновление. Люди избавлялись от ложного стыда, который не давал им верить, и от страха, удерживающего их от исповеди. И что особенно важно — он сплачивал людей в духовную семью, живущую единым устремлением к Богу. Это редкий дар».

Неудивительно, что в современной православной литературе обсуждается вопрос о канонизации Тавриона (Батозского) как священноисповедника: https://cyberleninka.ru/article/n/arhimandrit-tavrion-batozskiy-k-probleme-kanonizatsii/viewer

Скончался архимандрит Таврион в Спасо-Преображенской пустыни 13 августа 1978 года после продолжительной болезни. Неоднократно переиздавались сборники проповедей и изречений святителя.

#помникаждого