Добрый вечер, друзья! В преддверии создания новой выставки о выдающихся инженерах и конструкторах Перми, трудившихся в годы Великой Отечественной войны, мы продолжаем тематическую рубрику «История и судьбы». Сегодня мы хотим рассказать о легендарном конструкторе авиадвигателей Аркадии Дмитриевиче Швецове.
Он родился 12 (24) января 1892 года в рабочем поселке Нижне-Сергинского завода Верхотурского уезда (ныне Свердловская область) в семье учителя. В 1909 году окончил Алексеевское реальное училище в Перми (ныне Пермский авиационный техникум). В годы Первой мировой войны был токарем на заводе «Динамо» в Москве, и уже тогда раскрылся его талант конструктора станочных приспособлений. В 1917 году руководство предприятия предложило ему место техника-конструктора. В 1921 году окончил Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана), получив диплом инженера-механика по двигателям внутреннего сгорания.
В 1922–1934 годы работал на московском заводе «Мотор» (с 1927 года – завод № 24 им. М.В. Фрунзе, ныне ФГУП Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют»), где прошел путь от заведующего техническим бюро до технического директора предприятия. В 1926 году под руководством Аркадия Дмитриевича был разработан пятицилиндровый звездообразный двигатель М-11 – первый советский серийный авиадвигатель воздушного охлаждения, устанавливавшийся на самолеты У-2, АИР-6, УТ-2, Як-18 и выпускавшийся (с модификациями) более четверти века.
В начале 1930-х годов Швецов был в командировке в США, где изучал технологию производства радиального авиационного двигателя Wright R-1820 Cyclone. В результате СССР закупил лицензию на выпуск данного двигателя. Для освоения производства и организации серийного выпуска отечественных аналогов «Циклона» (моторы М-22 и М-25) в Перми был построен завод № 19 (ныне АО «ОДК – Пермские моторы»). Весной 1934 года главным конструктором завода был назначен Аркадий Дмитриевич, а через четыре года он также стал техническим директором.
В 1938 году конструкторское бюро завода № 19 под руководством А.Д. Швецова разработало принципиально новый девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Впоследствии он был доработан, для увеличения мощности цилиндры были поставлены по семь в два ряда. Новый тип двигателя получил название «двухрядная звезда». В 1939 году конструкторский отдел моторостроительного завода им. И.В. Сталина был преобразован в Опытно-конструкторское бюро №19 (ОКБ-19), главным конструктором которого стал Швецов. В этой должности он трудился до конца жизни. За большой научно-технический вклад, внесённый в создание авиадвигателей, в 1940 году Аркадию Дмитриевичу без защиты диссертации была присуждена редкая в те годы ученая степень доктора технических наук.
А.Д. Швецов основал в городе Молотове (Перми) научную школу конструкторов авиадвигателей воздушного охлаждения. Под его руководством спроектировано и испытано целое семейство поршневых двигателей – более 10 типов и 32 модификации, многие из которых внедрены в серийное производство: М-25 (1934), АШ(М)-62 (1937), М-63 (1939), АШ(М)-82 (1941), АШ(М)-82Ф (1942), АШ(М)-82ФН (1943), М-71 (1942), АШ-73 (1945), АШ-21 (1946), АШ-2ТК (28-цилиндровый, четырёхрядный мощностью 4 тысячи лошадиных сил), АШ-2К (комбинированный турбинно-поршневой двигатель мощностью 4,5 тысячи лошадиных сил). Мощность моторов последовательно росла: АШ-62ИР устанавливали на самолёты Ли-2 и Ан-2; АШ-82 и АШ-82ФН – на истребители Ла-5 и Ла-7, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8, пассажирский самолет Ил-12; мотор АШ-82Т (создан на базе АШ-82ФН) – на самый массовый послевоенный среднемагистральный самолет Ил-14.
Проверка в боевых условиях показала, что «двухрядная звезда» была надежной и продолжала работать даже после попадания снаряда в некоторые детали. Летчики писали конструктору, что его моторы работали безотказно и на самолете с таким мотором они «чувствуют себя как за броневой плитой». Двигатели Швецова устанавливались также на боевые самолёты Н.Н. Поликарпова (По-2, И-15, И-16), С.В. Ильюшина (Ил-1, Ил-4, Ил-14), вертолеты МИ-6, МИ-8 и др. По количеству моторов, изготовленных в серии, ОКБ-19 лидировало в масштабах СССР – всего их было выпущено более 150 тысяч. Пермские моторы сыграли большую роль в оснащении отечественной авиации и приблизили победу над нацизмом.
В январе 1942 года «за выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза» А.Д. Швецов первым из жителей Молотова был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а на следующий год ему было присвоено звание главного конструктора 1-й степени по моторам. Двигатели, разработанные Швецовым, настолько хорошо показали себя в боях, что постановлением Государственного комитета обороны «О введении новых названий авиационных моторов» с 1944 года изделиям, разработанным в ОКБ-19, присваивалась маркировка «АШ» (инициалы конструктора «Аркадий Швецов»).
Аркадий Дмитриевич четырежды становился лауреатом Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1948). Награжден пятью орденами Ленина (1936, 1942, 1945, 1949, 1952); орденами Суворова (1944), Кутузова (1945), Трудового Красного Знамени (1952), медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В послевоенные годы избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. С 1947 года имел звание генерального конструктора, с 1948 года – генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы.
Умер 19 марта 1953 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. Дело Швецова продолжил его ученик и преемник в должности главного конструктора – П.А. Соловьев.
Имя А.Д. Швецова носят улица в Перми и Пермский авиационный техникум, выпускником которого он был. На родине ученого, в городе Нижние Серги, ему установлен памятник, также бюст выдающегося конструктора есть в пермском сквере Моторостроителей.