Традиционная рубрика «Помни каждого», посвященная нашим выдающимся соотечественникам, чьи биографии пришлись на непростые годы в истории страны.

Мы продолжаем традиционную рубрику «Помни каждого», посвященную нашим выдающимся соотечественникам, чьи биографии пришлись на непростые годы в истории страны. Наш сегодняшний герой – Сергей Клычков, русский поэт, писатель, переводчик.

Сергей Антонович родился 24 июня (6 июля) 1889 года в деревне Дубровки Тверской губернии в семье старообрядцев. Его отец, Антон Никитич Клычков, занимался кустарным сапожным промыслом и, по словам родных, шил для всей царской армии. Клычков-старший был человеком строгим и даже суровым, часто прибегал к телесным наказаниям. Мать Сергея, Фёкла Алексеевна Клычкова (Кузнецова), происходила из рода потомственных кузнецов, занималась сбытом обуви, которую делал её муж.

Сергей был первым ребёнком в семье, а всего детей было 15 (но выжило только пятеро). В автобиографии он сообщал, что родился прямо в малиннике в Чертухинском лесу неподалёку от деревни Дубравки. Об этом повествует его стихотворение:

«Была над рекою долина,
В дремучем лесу у села,
Под вечер, сбирая малину,
На ней меня мать родила».

Уже тогда была предопределена судьба будущего «поэта русских лесов», ведь он с самого детства с трепетом и некоторым мистицизмом относился к природе, мысленно населяя леса разнообразными живыми существами.

Семья Сергея жила бедно в небольшом старом доме с дырявой крышей, доставшемся в наследство от деда. До десяти лет поэт почти не видел родителей и воспитывался в Талдоме бабушкой по матери – Устиньей Кузнецовой, у которой жил с осени по весну, пока ходил в приходскую школу. Летом жил у бабушки по отцу – Авдотье Клычковой.

Именно бабушки, знаменитые в тех местах песенница и сказительница, «оживили» лес для будущего поэта, населили его мифологическими существами: лесной царевной Дубравной, гостем чудесным Лелем, который играет на серебряной свирели, красавицей Ладой. Позже эти персонажи не единожды будут фигурировать в творчестве Сергея Антоновича.

Постепенно, благодаря упорному труду, семья Клычкова выбиралась из нищеты. Сергей хорошо окончил приходскую школу, и Антон Никитич решил отправить сына в реальное училище в Москву. Первый экзамен он провалил из-за волнения перед комиссией, но директор училища Иван Иванович Фидлер решил дать мальчику второй шанс. Со второй попытки Сергей сдал экзамены на отлично и был зачислен в училище бесплатно.

В училище наш герой начал писать стихи и заполнил целую тетрадь, которую потом сжёг, получив плохие отзывы преподавателей. Тем не менее, вдохновение не пропало. Считается, что первые стихи Клычкова в исправленном виде вышли в альманахе «На распутье» в 1906 году.

Во время обучения Клычков, по словам своего друга – скульптора Сергея Коненкова, участвовал в революционных событиях 1905 года, после чего несколько месяцев отсиживался на чердаке, боясь ареста, но и там продолжал писать.

Уже в 1907 году состоялся полноценный литературный дебют Сергея Антоновича – три его стихотворения и два рассказа опубликовали в альманахах «Сполохи», «Белый камень» и журнале «Вестник общества "Самообразование"». К окончанию училища (которое он окончил с отличием) Клычков уже начал формирование собственного авторского стиля.

После окончания училища в 1980 году Клычков с Модестом Чайковским (братом композитора) посетил Италию, где познакомился с Максимом Горьким, Анатолием Луначарским и другими видными деятелями культуры.

В 1908 году поэт поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но обучение было прервано в 1913 году. После этого Клычков много ходил по России, во время своих путешествий познакомился с Сергеем Конёнковым, Сергеем Есениным, Любовью Столицей. Позже учился в народном университете Шанявского.

За время обучения Сергей много писал и общался с культурной элитой, поэтому в 1910 году смог выпустить собственный сборник «Песни» в издательстве «Альциона», а в 1913 году сборник «Потаённый сад». Оба сборника были высоко оценены видными поэтами того времени.

В это же время Сергей находит работу конторщика, чтобы дать своим братьям образование (дело отца в то время терпело упадок). Однако шла Первая мировая война, и спустя год Сергея призвали в армию, где он получил звание прапорщика и был отправлен на Западный фронт. Этот период Клычков вспоминал с сожалением, говоря о чувстве опустошённости и бессмысленности. Фронтовым годам посвящён его роман «Сахарный немец» (1925). В послевоенных стихах Клычкова ярко прослеживается тема безысходности и отчаянья, вызванных гибелью старой Руси.

Революцию 1917 года поэт принял с радостью, надеясь на светлое будущее народа. Сергей снял с себя офицерский мундир и принял сторону большевиков, однако революция принесла поэту-народнику только разочарование. Клычков надеялся получить долгожданную свободу: творческую, религиозную, общественную. Но вместо этого он столкнулся с жестокой цензурой и наведением «пролетарского» порядка во всех сферах жизни.

В 1918 году Сергей обвенчался в Москве со своей первой любовью – Евгенией Александровной Лобовой, уехал с ней в Крым, но не выдержал натиска Гражданской войны и в 1921 году вернулся в Москву. Там он работал секретарём отдела прозы в журнале «Красная новь», в 1923 году выпустил сборники «Гость чудесный» и «Домашние песни», начал писать проще, как будто «по-пролетарски».

Однако к середине 1920-х годов поэт понял, что не может уйти от тем деревни и связи человека с природой, и в итоге возвращается к прежнему стилю. Выходят его сборник стихов «Талисман» (1927), романы «Чертухинский балакирь» (1926) и «Князь мира» (1928). В них раскрываются отношения природы и человека, показываются хроника деревни, мистицизм русской глуши. За освещение подобных тем «идеалист» Клычков в годы коллективизации и попал в список «классовых врагов», получая всё больше критических оценок.

К тому времени брак с Лобовой, в котором в 1923 году уже появилась дочь Евгения, распался. В 1930 году Сергей Антонович женился на Варваре Николаевне Казаковой (по первому браку Горбачевой).

Авторские произведения Сергея Клычкова в 1930-е годы больше не публикуют, только переводы. В издательствах он становится нежелательным, поэтому ему остаётся только переводить грузинских, вогульских и киргизских поэтов: «Мадур Ваза – победитель» (1932), «Эдыга богатырь» (1935), «Сараспан» и «Алмамбет и Алтынай» (1936).

В 1932 году у Клычкова родился сын Георгий, будущий профессор-лингвист, который ещё не знал, что последний раз увидит отца в возрасте пяти лет. В 1930-е годы гонения на «новокрестьянских» поэтов достигают своего пика, и политическим обвинениям подвергаются даже переводы древних эпических поэм.

Сын Георгий вспоминал об аресте отца: «Затем был последний вечер, стакан парного козьего молока на ночь - последняя трапеза отца дома. В полночь – злой стук в дверь, везде чужие люди, громкие голоса, рукописи, завернутые в простыню... Отец поцеловал меня в постели. Дальше – тишина... Это было 31 июля 1937 года».

Жене поэта, Варваре Николаевне, сообщили, что муж ее осужден Военной коллегией Верховного Суда СССР на «10 лет без права переписки». В действительности Сергея Клычкова по ложному обвинению в принадлежности к антисоветской организации «Трудовая крестьянская партия» и связи с репрессированным большевиком Львом Каменевым (директором литературных издательств) приговорили к высшей мере наказания и расстреляли 8 октября 1937 года. В ряде справочников советского периода смерть поэта датировалась 21 января 1940 года – специально неверно указанная в справке о посмертной реабилитации.

В фондах Музея-заповедника «Пермь-36» имеется рукописный текст стихотворения Клычкова «Сколько хочешь плачь и сетуй», опубликованного в 1933 году и не переиздававшегося в СССР до «перестройки», как и другие произведения автора. Экспонат показан в выставке «Самиздат / Тамиздат».