Недавно открытые выставки:
"Нас услышат"
Выставка посвящена способам коммуникации советских политзаключенных, находившихся в местах лишения свободы, между собой и с внешним миром. В основе экспозиции – материалы лагерей «пермского треугольника», который образовался в 1970-е гг. из исправительно-трудовых колоний «Пермь-35», «Пермь-36» и «Пермь-37». Ряд пермских «сидельцев» имел опыт тюремной жизни и в других областях СССР, где были распространены свои способы несанкционированного обмена информацией. Многие заключенные периода «развитого социализма» оставили воспоминания, характеризующие лагерный быт, и в том числе переписку. Источники единодушны: корреспонденция строго регламентировалась, разрешалось ограниченное количество писем, а лишение права переписки было методом наказания. Письма проходили обязательную цензуру, обходить которую можно было при помощи иносказаний, но еще в годы ГУЛАГа появилась практика «вымарывания» отдельных строк.
Выставка основана на воспоминаниях диссидентов и официальных документах. Последние раскрывают тему регламентации переписки, а воспоминания рассказывают о различных способах нелегальной коммуникации. Представлены предметы из коллекции Музея-заповедника «Пермь-36»: Правила внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений (издание для служебного пользования); книга-тайник; нелегальные послания – «захоронки» и информационный бюллетень «Вести из СССР»; открытки и письма политзаключенных Юриса Бумейстера, Антанаса Терляцкаса, Генрикаса Яшкунаса; интервью с воспоминаниями Михаила Мейлаха.
Авторский коллектив выставки: Сергей Шевырин, Сергей Пономарев, Павел Аликин, Влада Безукладникова, Полина Дмитриева, Елена Казанцева, Денис Подледнов.
Дизайнер: Юлия Ахметова.
"Андрей Дмитриевич Сахаров - человек эпохи"
Академик Сахаров — имя из школьного учебника. Выдающийся ученый-физик, общественный деятель, правозащитник и гуманитарный мыслитель планетарного масштаба. Его жизнь и деятельность были неразделимо связаны с величайшими историческими процессами второй половины ХХ века, определившими будущее не только нашей страны, но и всего человечества. Человек, которого называли отцом советской водородной бомбы, он получил Нобелевскую премию мира «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства», а в своей стране он был противником политического режима, гонимым за отстаивание тех принципов, которые в наши дни лежат в основе Конституции России.
Автор выставки: Наталья Самовер
Координатор выставки: Андрей Бахмин
Пост-релиз по открытию выставки
"…Камни возопиют: по материалам экспедиции с участием Р.Б. Веденеева на Чукотку"
Экспозиция приурочена к 70-летию создания так называемых «урановых лагерей» на Чукотке, заключенные которых в 1950-е гг. были задействованы в добыче редкой урановой руды для нужд Атомного проекта СССР. Тяжелый труд в шахтах и на обогатительных фабриках в суровых природных условиях Заполярья сделал эти лагеря страшным символом ГУЛАГа.
Авторский коллектив: Сергей Шевырин, Павел Аликин, Полина Дмитриева, Сергей Пономарев, Елена Казанцева, Денис Подледнов.
Дизайнер: Юлия Ахметова.
Консультант выставки: Артемий Веденеев, сын и хранитель художественного наследия Рудольфа Веденеева
Пост-релиз по открытию выставки
"Память места"
Выставка представляет лучшие работы молодых художников, созданные за весь период реализации проекта «Летняя творческая смена». Большинство работ изображает бытовые лагерные сцены и повседневные сюжеты: свидание, прием пищи, ночной обход, этапирование заключенных…
К отбору картин были приглашены эксперты из Пермского краеведческого музея, Музея современного искусства «ПЕРММ», Художественного училища.
Представленные работы созданы студентами разных направлений (живопись, дизайн), и выполнены в различных техниках, что в полной мере отражает восприятие темы политических репрессий молодым поколением пермских художников.
"...за крупицы правды: к 50-летию Пермского дела"
“Пермское дело” — резонансный уголовный процесс 1971 года, связанный, прежде всего, с “самиздатом”. Так в СССР называли тексты, обычно религиозного или политического содержания, которые запрещались на официальном уровне и распространялись нелегально. Советская цензура запрещала некоторые художественные произведения и их главы, но их перепечатывали. “Самиздат” читало множество пермяков, но всех осудить было невозможно, поэтому власти организовали показательный процесс. Фигурантами дела стали пермяки Олег Воробьёв - рабочий, бывший студент МГУ, и Рудольф Веденеев, работавший художником-оформителем.
В выставке использованы фотографии из частной коллекции Михаила Кориненко, материалы Пермского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива Пермского края.
Авторский коллектив: Сергей Шевырин, Вячеслав Дегтярников, Мария Дорофеева, Сергей Пономарев, Елена Казанцева, Денис Подледнов, Павел Аликин, Полина Дмитриева.
Дизайнер: Юлия Ахметова.
Консультант выставки: Артемий Веденеев – сын и хранитель художественного наследия Рудольфа Веденеева.
Сюжет на телеканале "Рифей"
Статья в "АиФ"
Статья в "Новый компаньон"
"Мужество науки"
![]()
Выставка «Мужество науки» посвящена судьбам ученых, которые во время Великой Отечественной войны находились в заключении, и работали в тюремных конструкторских и технических бюро. Благодаря их знаниям и труду были созданы и разработаны десятки изобретений: самолеты, моторы, пушки, подводные лодки, катера, радиостанции, приборы ночного боя. Исследования, открытия и изобретения ученых-заключенных внесли неоценимый вклад в Победу.
При создании выставки использовались материалы из открытых источников, документы и фотографии из Государственного архива Российской Федерации, Пермского государственного архива социально-политической истории, а также воспоминания и документы из личных архивов.
Авторский коллектив: Сергей Шевырин, Вячеслав Дегтярников, Сергей Пономарев, Павел Аликин, Денис Подледнов, Елена Казанцева.
Подробнее о выставке
"Право дышать"
Суровые условия жизни в исправительно-трудовых лагерях должны были подчинить человека режиму: не меняющийся годами распорядок дня, частые проверки, переклички и обыски, почти полное отсутствие личного времени и пространства. Все это по мысли идеологов советской пенитенциарной системы должно было не только внешне дисциплинировать, но и изменить внутреннее состояние – отучить мыслить «иначе». Тем не менее, многие заключенные ГУЛАГа и послесталинских политлагерей, обходя режимные условия, занимались творчеством, переписывались, общались. Тем самым оказывая сопротивление «режиму» и оставаясь свободно мыслящими людьми.
Авторский коллектив: Сергей Шевырин, Вячеслав Дегтярников, Павел Аликин, Денис Подледнов, Елена Казанцева.
Дизайнер: Александра Дубровских.