Мемориальный музей-заповедник
истории политических репрессий «Пермь-36»
Государственное бюджетное учреждение культуры Пермского края

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Версия для слабовидящих


Новости

02.11.2019

В Перми состоялась научно-практическая конференция музея «Пермь-36»

30-31 октября в Перми состоялась научно-практическая конференция музея-заповедника «Творческая интеллигенция в Прикамье. 1920-50-е гг. Личность и власть». В мероприятии приняли участие музейщики и историки из Санкт-Петербурга, Удмуртии, Красноярского и Пермского края.
KW79FeIK4to.jpg

Приветственные письма в адрес участников конференции прислали Михаил Федотов, руководитель межведомственной рабочей группы по координации деятельности, направленной на реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, и пермский омбудсмен Павел Миков. Открыла конференцию д.и.н., главный научный сотрудник ИВИ РАН Юлия Кантор.

Пермский край еще с дореволюционных времен служил местом ссылки, в советские годы сквозь многочисленные лагеря, расположенные на его территории, прошли сотни тысяч людей. Среди заключенных было немало представителей интеллигенции, некоторые из которых оставили свой след в истории края. Краеугольным камнем прошедшей конференции стала именно личность. Докладчики рассказывали о судьбах людей, ставших или уже бывших известными. Жизни людей, не сломленных системой, не боявшихся говорить и делать, стали не просто свидетельством эпохи, но отражением многих причинно-следственных связей. 

K3g2gA2HQ6U.jpg

Так, к примеру, из доклада Юлии Кантор можно узнать о судьбе уроженца Перми, писателя Михаила Осоргина. По своим убеждениям он был эсером и активно выступал против политики большевиков, за что неоднократно подвергался аресту. В 1920-х работал в комитете помощи голодающим, после ареста был в ссылке в Йошкар-Оле и Казане. В итоге был выслан из страны со многими другими мыслящими и потому представлявшими опасность людьми. 

Анна Усольцева, заведующая отделом истории Игарского «Музея вечной мерзлоты» поведала присутствующим о заключенных стройки 503 - участок "Мертвой дороги", начинавшийся от г. Игарка. На проекте трансполярной ж/д магистрали было занято огромное количество заключенных, среди которых немало было и творческой интеллигенции. По разным причинам дорога так и не была построена, но побочным следствием стало появление одного из лучших в системе ГУЛАГа театров. О классике русской фольклористики Николае Ончукове участники конференции узнали из выступления Марины Шитовой, заведующий отделом мониторинга и популяризации объектов культурного наследия МБУК «Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Один из основателей Сарапульского земского музея и издателей газеты «Прикамская жизнь», он был репрессирован в 1930-х и умер в лагерях.

Далеко не все люди противопоставляли себя системе, но оказались в жерновах репрессий за нестандартный склад ума. В их жизнях и судьбах четко прослеживается история страны, и это очень важно в условиях, когда документы (протоколы допросов, обвинительные заключения) оказываются ложными или просто отсутствуют. Татьяна Кудрявцева (зав. кафедрой всеобщей истории РГПУ и. Герцена) рассказала о поэте Андрее Егунове (Николеве), экскурсовод из Чердынского краеведческого музея Елена Куртенок поведала о судьбе Героя Советского союза Ивана Яборова, а Людмила Ревенко, представляющая Ильинский музей, о семье баронов Шильдеров. Из докладов можно было узнать не только о причинах репрессий, но и о том, как выживали творческие люди в лагерях. Несмотря на то, что власть старалась подавить даже ростки стремления к познанию, превратив людей в послушных рабов, привычка к интеллектуальному труду побеждала. 

f3vCgmSiA30.jpg

В один из перерывов разгорелась острая дискуссия о том, почему люди, казавшиеся непримиримыми с системой, тем не менее, подписывали свои обвинительные приговоры. В ходе разговора было выявлено немало способов, которыми не гнушались НКВДшники, для достижения своей цели. Ярким доказательством служит пример Льва Разгона, который сдался под грамотным шантажом: за подпись следователи пообещали дать инсулин находящейся в камере жене писателя. О том, что лекарства она так и не дождалась и умерла в заключении, он узнал намного позже.

Сотрудники музея «Пермь-36» Елена Казанцева и Денис Подледнов проанализировали художественный язык карикатуриста Константина Ротова и предложили свою периодизацию творчества Константина Павловича, основанную на изменении его художественного «языка» в разные периоды жизни и, особенно, в лагерный период.

На фоне других докладов выделялся рассказ протоиерея Артемия (Веденеева), посвященный влиянию курса литературы классической гимназии на формирование интеллигенции в 1920-50х годах. В 1930-х гг. курс литературы, измененный почти до неузнаваемости партийным вмешательством, тем не менее, повлиял своим гуманистическим посылом на формирование мировоззрения будущих правозащитников и диссидентов. 

KE_RXdywuM0.jpg

В докладах прозвучало еще немало имен, среди которых Андрей Синявский, Юрий Даниэль, Олег Воробьев, Михаил Осоргин и многие другие. Участники конференции отметили высокий научный уровень сделанных докладов и поблагодарили за качественную организацию мероприятия. Необходимо отдельно отметить выступление представителей региональных краеведческих музеев, благодаря которым в научный оборот были введены исторические сведения, основанные на уникальном местном материале. Также участниками конференции было выражено желание продолжать участвовать в будущих конференциях музея-заповедника.

Помимо пленарного заседания, участники конференции приняли участие в открытии выставки «Спасти человека» и публичной лекции профессора НИУ «Высшая школа экономики» Евгения Гонтмахера.