Мемориальный музей-заповедник
истории политических репрессий «Пермь-36»
Государственное бюджетное учреждение культуры Пермского края

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Версия для слабовидящих


Научная деятельность

12.01.2021

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ПЕРМЬ-36» ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Шевырин Сергей Андреевич

Доцент кафедры теории и методики физкультуры и туризма

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия;

Заведующий научно-методическим отделом

Мемориальный музей-заповедник истории политических репрессий «Пермь-36», Пермь, Россия

e-mail: shewirin@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ПЕРМЬ-36» ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Sergey Shevyrin

Associate Professor of the Department of theory and methods of physical education and tourism Perm State University of Humanities and education, Perm, Russia;

Head of the scientific Department Perm-36 memorial Museum-reserve of the history of political repression, Perm, Russia

EDUCATIONAL PROJECTS OF THE PERM-36 MUSEUM-RESERVE FOR SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS

Аннотация: в статье рассматриваются образовательные проекты музея-заповедника истории политических репрессий «Пермь-36». Эти проекты созданы с целью формирования «актива музея» - людей, готовых помогать в организации выставок, мероприятий музея. для привлечения этих людей музей проводит две Школы – «юного экскурсовода» – для школьников и «молодого историка» – для студентов. В итоге этой деятельности у музея-заповедника появился актив, готовый принимать участие в исследовательской и выставочной работе музея.

Ключевые слова: музей, актив, выставки, сотрудничество, «Пермь-36», «Берген-Бельзен.

Abstract: the article discusses educational projects of the Perm-36 Museum-reserve of the history of political repression. These projects were created with the aim of forming a "Museum asset" - people who are ready to help organize exhibitions and events of the Museum. to attract these people, the Museum runs two schools – the "young guide" for schoolchildren and the "young historian" for students. As a result of this activity, the Museum-reserve has an asset ready to take part in the research and exhibition work of the Museum.

Keywords: Museum, asset, exhibitions, cooperation, Perm-36, Bergen-Belsen.

В современном мире музеи активно формируют «музейный актив», состоящий из друзей музея, волонтеров, исследователей. Музейный актив участвует в жизни музея – в мероприятиях, выставках, исследованиях, приходит работать в музей, становясь уже профессионалами. В XXI веке музей уже не только «хранитель древностей», но «активный участник общественной жизни города, страны, региона, транслятор ценностей, «университет знаний» [4], т.е. полноправный социокультурный институт современного общества. Заинтересованность в сотрудничестве общества и музея обоюдна – музей приобретает активных помощников, а «друзья музея» приобретают знания, умения, навыки, возможность проявить или выразить себя в музейном сотворчестве, часто дружный и сформированный по иным принципам чем на улице коллектив.

Для создания этого актива музеи проводят различные мероприятия. Это могут быть лектории, волонтерские и образовательные программы, которые интересны и могут принести пользу как музею, так и участникам из среды местного сообщества, программы лояльности, включающие привилегии при входе в музей. Многие крупные музеи имеют такую институцию в своем составе – Музеи Московского кремля [3], Еврейский музей и центр толерантности [2], ГМИИ им. Пушкина [1] и т.д.

С 2017 г. Музей-заповедник «Пермь-36» начал проводить образовательные программы для школьников, студентов и взрослых с целью формирования «музейного актива». Первым опытом стала «Школа юного экскурсовода». Главной задачей школы было создание заинтересованной околомузейной среды – волонтеров, исследователей, юных экскурсоводов. Сам музей находится в 100 км от Перми на окраине маленькой деревни Кучино, куда отсутствуют прямые рейсы общественного транспорта из Перми. Это значительно затрудняет посещение музея. Для преодоления этой ситуации сотрудниками музея-заповедника был разработан ряд мероприятий для жителей города Перми в самом городе – это киноклуб «30 октября», дискуссионный лекторий «КВЧ» (культурно-воспитательная часть), пешеходные экскурсии по теме «Топография террора». Подготовленные школьники должны стать помощниками в музейной работе в городе, участниками киноклуба, слушателями лектория.

Для «Школы юного экскурсовода» была разработана учебная программа, включающая теоретические и практические занятия. Для разработки учебной программы были привлечены как музейные сотрудники, так и преподаватели Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Совместными усилиями была создана учебная программа включающая теоретические занятия по истории политических репрессий, краеведению, методике и технике ведения экскурсии и практические – экскурсии по городу и в музеи Перми, в Музей-заповедник «Пермь-36», самостоятельную исследовательскую работу школьников по подготовке и проведению новой экскурсии. Особенностью программы стало то, что на основе полученных теоретических знаний, школьники под руководством опытных экскурсоводов разрабатывают собственную экскурсию – принимают участие в разработке маршрута, ищут информацию о зданиях и других объектах экскурсионного показа. Темой экскурсии в 2017 году стала революция 1917 года – события революции в Перми. Для разработки экскурсионных маршрутов была выбрана одна улица – Сибирская – в те годы главная улица города. Эту улицу не могли миновать основные события в истории города. Еще одним важным критерием выбора улицы стало наличие на ней общеобразовательных школ – 3 школы и гимназия находятся прямо на улице Сибирская и 2 школы – на прилегающей территории. Этот критерий был важен для того, чтобы не ездить или ходить далеко для изучения зданий-объектов экскурсионного показа и для углубленного краеведческого изучения собственного района. Первой откликнулась гимназия №11 им. С.П. Дягилева, на базе которой и были проведены занятия «Школы юного экскурсовода».

Итогом совместной работы музейных сотрудников и школьников стала экскурсия «Улица Сибирская в годы революции». На этой улице сохранились исторические объекты, связанные с событиями, предшествующими революции, революционными и послереволюционными. Так, в Загородном саду (современный парк им. Горького) состоялась первая политическая демонстрация еще в 1905 году, рядом с садом находится здание губернской пересыльной тюрьмы, в которой останавливались, в том числе шедшие в Сибирь революционеры. Дом Сергея Павловича Дягилева и бывшее Благородное собрание позволят рассказать о судьбах интеллигенции в годы революции. В гостинице при Благородном собрании останавливался высланный в Пермь после Октябрьской революции великий князь Михаил Романов. Завершается экскурсия на театральной площади – в здании театра была провозглашена советская власть, примыкает к площади здания дома Смышляева, где располагалась пермская дума, здание Крестьянского поземельного банка (бывший особняк Тупицыных) после революции ставшее зданием местного ЧК, гостиница «Королевские номера» из которой был увезен на расстрел Михаил Романов. Время экскурсии – один час.

В течение апреля-мая школьники прослушали лекции по краеведению и истории революции в стране и конкретно в Перми, прошли практические занятия по технике речи и методике проведения экскурсий, побывали в краеведческом музее на тематической экскурсии, посвященной революции, в музее «Диорама», посвященного декабрьскому вооруженному восстанию 1905 года и в музее политических репрессий. В конце мая – начале июня прошла аттестация участников Школы. Каждый школьник рассказал про несколько экскурсионных объектов, при этом оценивалось умение общаться с группой, руководство группой, логические переходы между объектами показа, техника речи, внеречевые средства коммуникации. Все школьники продемонстрировали знание материала. В итоге каждому участнику проекта был вручен сертификат об обучении в «Школе юного экскурсовода». Администрация школы продолжила проект целой экскурсионной программой – к 100-летию революции, осенью 2017 года юные экскурсоводы провели ряд экскурсий уже не только для своих одноклассников, но и для школьников других школ, студентов ВУЗов и родителей.

В результате реализации проекта школьники прикоснулись к истории родного края в самое непростое время – время революционных перемен, что, несомненно, пробудило у них интерес к истории, краеведению. При подготовке к проведению экскурсии школьники достаточно глубокое изучили историю родного края, узнали его значение в общероссийской истории и иногда даже в мировой истории. Несомненно, что такие знания пробудят у школьников чувство гордости за свой край, свою малую Родину. Кроме того, этот курс может рассматриваться как профориентационный. Курс познакомил школьников с такими профессиями, как историк, экскурсовод, гид, научил коммуникативным и исследовательским навыкам.

К сожалению, этот проект получился «одноразовым» и не получил своего развития. Вполне возможно, что проект будет иметь отсроченное действие, т.е. полученные знания и навыки пригодятся школьникам в будущем и они уже студентами придут в другие программы музея-заповедника или эти знания помогут выбрать профессию по душе. Основной же проблемой стало то, что у музея-заповедника «Пермь-36» нет базы с лекционным и выставочным залом в Перми, на основе которой можно было бы создать постоянно действующую «Школу юного экскурсовода».

Следующим проектом стала «Школа молодого историка», рассчитанная на студентов гуманитарных направлений. В 2018 г. была достигнута договорённость с Мемориальным музеем «Берген-Бельзен» о совместной работе по организации «Школы молодого историка». Главной темой Школы стали проблемы сохранения памяти в обществе о непростых, сложных страницах истории, о которых часто хочется просто забыть. Но, забыть – значит не усвоить урок и допустить возможность повторения этих сложных страниц истории. Мемориальный музей «Берген-Бельзен» создан на месте нацистского концлагеря.

Учебная программа проекта была подготовлена проектной группой, состоящей из пермских исследователей и музейных сотрудников и научным сотрудником Мемориальных комплексов земли Нижняя Саксония Даниэлем Тонном. Главной темой Международной школы была выбрана «Историческая память и культура памяти в общественном пространстве на примере Мемориального комплекса Берген-Бельзен и Мемориального комплекса жертв политических репрессий Пермь, а также Пермского края и земли Нижняя Саксония». Программа включает две сессии – пермскую и нижнесаксонскую. В каждой сессии теоретические и практические занятия по истории и сохранению памяти – лекции историков и музейных сотрудников, экскурсии, мастер-классы.

Для отбора студентов в Школу был проведен конкурс исследовательских работ на исторические темы среди пермских и нижнесаксонских студентов. В пермском конкурсе приняли участие студенты и магистранты ПГГПУ, ПГНИУ, Высшей школы экономики, ПНИПУ. В результате было отобрано 8 пермских студентов и 8 немецких студентов. Среди работ победителей конкурса были темы рассматривающие репрессии против красноармейцев, способы репрезентации Великой Отечественной Войны в современном музейном пространстве, мифологизация истории на примере советского школьного исторического образования, культурная память народов коми в меняющихся проектах исторической политики, Великая Отечественная война в зеркале кинематографа - отражение, искажение, конструирование и другие.

Осенью 2018 г. состоялась первая сессия Школы – в Пермь приехали немецкие студенты. Пермская сессия включала в себя знакомство с формами работы Мемориального музея-заповедника «Пермь-36» по сохранению памяти о жертвах политических репрессий – на территории г. Перми – экскурсии из цикла «Топография террора», киноклуб «30 октября» с просмотром и обсуждением фильма «Петр – письма из ГУЛАГа», выставками и экспозициями в самом музее-заповеднике. Также были проведены практические занятия по работе с экспозициями и выставками музея-заповедника «Пермь-36», лекции и практические занятия по теме «Конструирование и реконструкция исторической памяти». Занятия и лекции проводила как пермские, так и немецкие специалисты. В конце пермской сессии немецкими музейщиками было дано «домашнее задание», связанное с историей какого-либо памятного места в Прикамье, для нижнесаксонской сессии. Участник Школы студент второго курса историко-политологического факультета ПГНИУ Егор Дринко так выразил значение этого этапа Школы: «Этот проект очень важен для обеих стран, потому что это история и память наших предков». Весной 2019 г. состоялась вторая сессия в Ганновере и Мемориальном музее «Берген-Бельзен». Немецкие музейщики подготовили целый ряд занятий по теме «Культура памяти». Например, семинар «Места памяти в России и Германии». Семинар состоял из докладов и презентаций «домашних заданий», которые состояли из описания какого-либо памятного места, определения его назначения и людей, посещающих это место. Немецкие студенты рассказали о памятниках Холокосту, Белой розе (студенческое сопротивление фашизму в Германии) и других, российские студенты, в основном, о проектах сохранения памяти - "Последний адрес", "Реки памяти", а также о музее Вишерлага в Красновишерске, памятниках Гражданской войне и других. Все презентации вызвали огромный интерес и вопросы у слушателей. Российских студентов удивило обилие памятных мест, связанных с преступлениями нацизма и то, что все еще есть сторонники идей нацизма. Немецких студентов больше всего поразили наши расстояния - что до многих мест, связанных с историей сталинизма нельзя добраться по дорогам, а удобнее по рекам. Заключительным занятием дня стал воркшоп по теме "Свобода". Каждому нужно было написать, что он понимает под этим понятием и где, по его мнению, свобода проявляется больше всего, например, в семейных отношениях, хобби, работе, стране, мечтах и что может ограничить свободу. Также были организованы экскурсии по Мемориальному музею «Берген-Бельзен» и Ганноверу. По Ганноверу немецкими студентами – участниками Школы - была подготовлена очень содержательная и интересная экскурсия «Ганновер во время национал-социализма», участникам Школы показали место, где была сожжена синагога, памятные таблички «Камни преткновения» с именами убитых или отправленных в концлагеря в то тяжелое для Германии время. Пермская группа узнала о немецком опыте сохранения памяти о сложных страницах истории, соприкоснулась с культурой другой страны, приобрела друзей.

В итоге этой деятельности у Музея-заповедника появился «актив», который приходит на выставки и лекции музея, участвуют в качестве волонтеров в деятельности музея – участвовали в сборе материалов по истории военного плена, помогали с организацией научной конференции, водили экскурсии по выставкам, организуемым музеем. Например, две участницы проекта «Международная школа молодых историков» - студентки ПГГПУ Южанина Марина и Капитонова Любовь помогали сотрудникам музея в организации открытия выставки «Белая роза - студенческое Сопротивление режиму Гитлера. Мюнхен, 1942 – 43 гг.» - совместный проект Фонда «Белая роза» (Мюнхен) и Оренбургского благотворительного фонда «Евразия», посвящённый подвигу героя-антифашиста, участника студенческого сопротивления нацизму в Германии Александра Шмореля и его товарищей по борьбе. Выставка экспонировалась в библиотеке им. Горького. Проект «Школа молодого историка» был продолжен – уже проведен конкурс исследовательских работ среди пермских и нижнесаксонских студентов, разработаны программы сессий. Но, ситуация с пандемией коронавируса на время приостановила проект.

Список литературы:

1.     ГМИИ им. Пушкина запускает программу «Друзья музея» // https://ria.ru/20140203/992743059.html (дата обращения: 18.10.2020).

2.     Клубная программа «Друг музея» // https://www.jewish-museum.ru/about-the-museum/museum-friend/ (дата обращения: 18.10.2020).

3.     Общество Друзей Музеев Московского Кремля // https://www.kreml.ru/friends/conditions-of-membership/obshchestvo-druzey-muzeev-moskovskogo-kremlya/ (дата обращения: 18.10.2020).

4.     Сгибова Александра Юрьевна «Посетитель музея» и проблемы формирования музейной деятельности // Ценности и смыслы. 2014. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posetitel-muzeya-i-problemy-formirovaniya-muzeynoy-deyatelnosti (дата обращения: 18.10.2020).